Ранее строительство велось только летом, т. к. технологические особенности приготовления растворов были таковы, что их надо было делать в теплых температурных условиях. В противном случае, всё качество строения ставилось под сомнение. Сейчас, благодаря современным технологиям, четкая привязка к определенному времени года пропала. Однако вопрос качества строительных материалов остается наиболее актуальным и по сей день. Особенно это касается «крови» всего строительства — цемента.
Мировой рынок признает лишь один сертификат качества цемента — ISO-9000. Чтобы получить такой сертификат, производители цемента должны доказать международной комиссии, что производство отвечает мировым стандартам качества и полностью застраховано от неприятных неожиданностей.
В России обладателей такого сертификата качества единицы, среди них Вольский завод, расположенный в Саратовской области, дальневосточный «Спаскцемент», брянский ОАО «Мальцовский портландцемент».
Однако внешний вид цемента ни о чём не скажет: ни о производителе, ни о его качестве, ни о сертификации. А в России 44 цементных завода. Где гарантия, что покупая цемент, вы не столкнетесь с некачественным товаром? Проверка цемента дело трудоемкое, долгое, требующее больших затрат. Испытания цемента в лабораторных условиях длятся 28 дней: за это время цемент, затворенный водой, затвердевает, а после этого подвергается испытаниям на прочность. Но далеко не каждый производитель цемента такую лабораторию имеет, поэтому обязательно должен перед выходом на рынок пройти сертификационную комиссию. В Москве за соблюдение правил изготовления цемента и его сертификацию отвечает Инспекция государственного и архитектурного надзора. Они отслеживают все случаи нарушений. Так, ими запрещена реализация на московском рынке цемента без документов, подтверждающих его качество, от специальной организации — «Мосстройсертификация». Полномочия данной организации подтверждаются следующими распоряжениями: первое — мэра столицы № 1157 РП от 16.10.98 и ещё два — правительства Москвы за № 677 РП от 24.06. 98 и за № 1134 РП от 12.10.98.
Цемент, прошедший любую другую сертификационную комиссию должен вызвать подозрение. Зачастую такой цемент проходит испытания в дилетантских лабораториях без специализированного оборудования или же вовсе минует их. Расплачиваться за такой подход приходится много позже — именно такие сооружения, при строительстве которых были использованы некачественные материалы, подвергаются преждевременному разрушению. Далеко не всегда всё обходится без жертв. Особенно внимательным надо быть при покупке цемента марки ПЦ-500, т. к. являясь наиболее популярным в строительстве, он чаще всего становится жертвой недоброкачественной сертификации.
Так, на московском рынке обнаружен цемент, якобы прошедший все лабораторные испытания. Однако испытания проводились в лаборатории, где даже нет соответствующего оборудования.
Ещё один критерий, который может сильно повлиять на качественные характеристики цемента, — это соблюдение или несоблюдение условий его хранения и транспортировки. Процессы хранения и транспортировки цемента определяются в первую очередь его физико-техническими характеристиками. Цемент относится к группе грузов, нуждающихся в защите о окружающей среды, а точнее от излишнего увлажнения. Если цемент намокает, то он сразу же твердеет и теряет все свои свойства, а значит, становится непригодным для дальнейшего его употребления. Перевозят цемент в бумажных мешках, по 50 кг. Размеры грузового места: 750 — 400 — 160 мм.
Использование цемента низкого качества ставит под сомнение прочность и качество всего строительства. Приобретая цемент, будьте внимательны, проверяйте все характеристики, указанные производителем.