В силосах цемент хранится до упаковки и отгрузки потребителю. При хранении цемента в силосах происходит его охлаждение до 30-500. При хранении гасится свободная СаО, что улучшает свойства цемента, кроме того, хранение вызывает замедление сроков схватывания цемента. Период выдерживания цемента в силосах используется для определения лабораторной марки цемента. Силосы также являются промежуточным буферным складом, обеспечивающим непрерывную работу завода при периодичности отгрузки. До недавнего времени силосы проектировали на возможность хранения 20-суточной выработки завода. Переход цементных заводов на выпуск цемента гарантированной марки позволил сократить емкость силосов до 10-11-суточной выработки завода.
Выгрузку цемента ведут или с выпускных устройств, расположенных сбоку, в этом случае железнодорожные пути располагают рядом с силосами, или из днищ. В последнем случае железнодорожные пути проходят между колонн. Для погрузки цемента навалом в автомашины устраивают специальные выносные бункеры, куда цемент транспортируют пневматическими насосами. Иногда автомобильная дорога прокладывается под силосом и выгрузка ведется непосредственно из силоса.
Для выгрузки цемента днища силосов выкладывают пористыми керамическими, бетонными или металлическими плитками (пористая бронза). Общая площадь днища, занятая пористыми плитками, составляет 15-20%. Под плитки подается сжатый воздух, предварительно полностью обезвоженный и очищенный от масла, которое может попасть из компрессов. На 1 м2 плиток подается 0,25 м3 воздуха в минуту. Сжатый воздух, пройдя пористые плитки, аэрирует цемент и делает его подвижным, способным вытекать из силоса через специальные задвижки . донные или боковые пневморазгружатели. Иногда выпуск аэрированного цемента производят через аэрожелоба, которые вводятся в силос через стенку. Сжатый воздух в силос можно вводить также через перфорированные трубы, обтянутые специальной термостойкой тканью. С помощью резиновых рукавов . течек цемент навалом погружается в крытые железнодорожные вагоны или специальные вагоны . цементовозы и автоцементовозы.
В разных странах различное количество цемента отгружается навалом. В нашей стране и США до 80% цемента отправляют навалом и только 20% упаковывают в мешки. В странах, где нет большого числа крупных строек, упаковывают большую долю цемента в бумажные мешки, изготовляемые из 4-5 слоев крафт-бумаги, которая не промокает и выдерживает нагрев до 1500. В одном из углов мешка имеется клапан, который автоматически закрывается при наполнении мешка цементом. Мешок вмещает 50 кг и весит 300 г. упаковка в мешки уменьшает потери от распыла, упрощает контроль качества и испытание цемента, защищает цемент от атмосферных воздействий. Считают, что упаковка удорожает цемент, однако усовершенствование упаковки и применение специальных машин, механизирующих погрузку мешков в вагоны, делают перевозку цемента в мешках не дороже, чем насыпью. При этом следует помнить, что применение специальных вагонов-цементовозов, также сокращающее потери цемента от распыла при транспортировке, удорожает перевозку в результате того, что цементовозы совершают обратные рейсы порожняком.
Упаковку цемента в мешки ведут специальные упаковочные машины . штуцерные и карусельные. Штуцерные машины имеют небольшую производительность 35-50 т/ч (700-1200 мешков в час). Из-за малой производительности штуцерных машин приходилось устанавливать несколько машин и строить склад для упакованного цемента, чтобы не задерживать погрузку в момент подачи вагонов. Карусельные машины изготовляют 5, 6, 10, 12 и 14-сосковыми. 12-сосковые упаковывают до 90 т/ч, 14-сосковые . до 120 т/ч. Установка карусельной машины позволяет отказаться от строительства склада тарированного цемента и вести погрузку прямо от машины в вагоны.
Цемент из силосов аэрожелобами и элеваторами, а иногда пневмонасосами подается в бункер упаковочных машин или в специальную камеру для уплотнения цемента. Камера имеет ячейки . соты, отделенные друг от друга вертикальными стенками. Поток цемента распределяется благодаря ячейкам на большое число струй. Соты приводятся в вибрационное движение в направлении, перпендикулярном движению цемента, в результате чего из цемента удаляется воздух. Уплотнение цемента позволяет применять более короткие мешки, а самое главное, мешки настолько плотно заполняются цементом, что разрывы мешков при транспортировке почти полностью устраняются. Раньше потери (небезвозвратные) при упаковке цемента достигали из-за разрыва мешков 1,5-3%. Перед подачей в бункер упаковочной машины или камеру для уплотнения цемент проходит просеивающий шнек, отделяющий посторонние предметы. Мешки с цементом подают на транспортер, направляющий их к погрузочной платформе, на которой установлен второй распределительный транспортер. Для подачи и штабилирования мешков в вагоне применяют специальные машины, представляющие короткий транспортер со штабилирующей головкой. Штабилирующая головка выполнена в виде качающегося ленточного транспортера, меняющего угол наклона и поворачивающегося по вертикали. Такие машины укладывают в штабеля при погрузке вагонов до 1800 мешков (50 т) в час и до 1000 мешков . при погрузке автомашин.
Для учета отгруженного цемента под группой силосов устанавливают вагонные или автомобильные весы с платформой длиной до 40 м и грузоподъемностью до 200 т. Иногда под каждым силосом устанавливают тензометрические весовые установки. Показания всех весовых устройств передаются на центральный диспетчерский пункт. Для снижения потерь цемента при транспортировке широко используются специальные цементовозы в виде железнодорожных вагонов грузоподъемностью 60 т и автомобили грузоподъемностью 5, 10 и 20 т. Цементовозы оборудованы устройствами для пневматической выгрузки цемента. Применение специализированных вагонов и машин-цементовозов позволяет снизить потери при погрузке и транспортировке до 0,5%. Железнодорожные цементовозы не получают особого распространения из-за порожнего пробега при возврате вагонов на завод.
За рубежом строят механизированные распределительные установки (цементные элеваторы), которые располагаются в местах крупного потребления цемента. Установки состоят из силосов и оборудования для пневморазгрузки цемента, прибывающего навалом. Иногда эти установки оборудованы упаковочными машинами. Емкость силосов позволяет хранить до 25 тыс. т цемента.
Меньшее распространение получили помольные установки, которые включают цех размола клинкера и силосы. Строительство помольных установок особенно целесообразно при металлургических заводах для выпуска шлакопортландцемента.
Многие крупные заводы, расположенные на берегу рек или морей, отправляют цемент в баржах или морских судах. Более целесообразно применение судов-цементовозов. Для этих целей выпускают самоходные баржи, на которых установлены бункеры для цемента каждый емкостью по 12 м3. Для перевозки цемента строятся также специальные суда, оборудованные бункерами и упаковочными машинами.